В подобной ситуации не все однозначно и может быть два варианта: виновен либо покупатель, либо магазин.
Платить или судиться?
– До момента, когда договор купли-продажи между покупателем и магазином будет заключен, собственником еще не оплаченного товара является торговый объект, и он несет полную ответственность за продукцию, которая ему принадлежит. Следовательно, за ее сохранность и целостность отвечает именно магазин, а не покупатель, – проинформировал Евгений Пестунов.
Согласно п.1 ст.933 Гражданского кодекса (ГК), вред, причиненный имуществу, полностью возмещается лицом, его причинившим. Умышленно, по неосторожности или по небрежности это произошло – не имеет значения.
В случае, когда вина покупателя очевидна, представитель торгового объекта имеет право предложить сразу непосредственно в магазине оплатить стоимость испорченного товара. Если человек не согласен, то продавец не может заставить его это сделать «здесь и сейчас». Согласно ст.951 ГК, обязать возместить ущерб может только суд при наличии доказанной вины покупателя.
Презумпция невиновности
Если потребитель уверен, что продукт разбился или повредился по вине продавца, то это нужно доказать. Специалист советует сделать подробную запись случившегося в книге замечаний и предложений с указанием времени инцидента, а также заручиться поддержкой свидетелей. Произвести фотофиксацию прохода, полок и иных важных для исхода дела фактов.
Помимо этого, покупатель вправе потребовать от сотрудников магазина составления акта о порче имущества, в котором необходимо указать все факторы, как то: мокрый пол, узкий проход, не соответствующий нормам, неправильная выкладка товаров и т.п.
– Важно зафиксировать все обстоятельства, поскольку лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что это произошло не по его вине, – отметил Евгений Пестунов.
Все по полочкам
В процессе разбирательства, в том числе судебного, с учетом записей видео с камер наблюдения магазина действия покупателя, в результате которых произошла порча товара, скорее всего будут признаны непреднамеренными, если:
- ♦ товар был расставлен на полках таким образом, что находился в неустойчивом положении;
- ♦ покупатель поскользнулся, так как пол в зале магазина был мокрый (после уборки или от разлитого товара);
- ♦ проход между стеллажами или полками, на которых находился товар, был менее 140 сантиметров, и покупатель не смог в узком проходе удержать товар в руках или случайно задел его во время движения;
- ♦ покупатель наткнулся во время передвижения по торговому залу на препятствие, оставленное работниками магазина на его пути (коробка с находящимся в ней товаром или прочими предметами, магазинная тележка, оборудование и приспособления, строительный материал и т.д.);
- ♦ находясь на ленте у кассы во время ее движения товар, правильно выложенный согласно требованиям продавца, упал и разбился и т.д.
Детская шалость
В большинстве случаев ситуации с боем товара происходят при участии детей. Если ребенок достиг 14-летнего возраста, его действия будут оцениваться по тем же критериям, что и для взрослых. Ему придется возместить ущерб магазину из своего личного дохода, карманных денег. Если таковых средств нет, то оплатить разбитый товар обязаны родители.
В ситуации, когда ребенок не достиг 14 лет и разбил товар случайно, представители магазина станут оценивать поведение родителей, которые находились в торговом зале вместе с ребенком. Если они следили за его действиями, пытались, но не успели предотвратить падение товара, то вины родителей нет и возмещать убытки не придется. Однако если родители не присматривали за своим чадом, отвлеклись или просто не находились рядом с ним, то они все же должны будут возместить ущерб магазину.
Светлана ВАЩЕНКО
Фото из открытых интернет-источников