Обучение
ГОМЕЛЬСКИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ РЕСПУБЛИКАНСКОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПРОФСОЮЗОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»
Современные экономические и социальные условия требуют от профсоюзных работников и активистов, как опытных, так и начинающих знаний и умения находить пути решения многих проблем, возникающих в трудовых коллективах. На уровне первичных организаций обновляется профсоюзный актив, приходят люди, зачастую не имеющие навыков работы с коллективом и опыта работы с нанимателями. Многие вновь избранные председатели профкомов, работающие на общественных началах в начальном этапе своей работы практически не готовы к выполнению своих обязанностей. А активисты со стажем, большим опытом работы в профсоюзах порой мыслят, стереотипами, им уже трудно принять новые подходы к решению поставленных задач.
В этих условиях возникла необходимость пересмотреть систему, формы и методы профсоюзной учебы. Нет сомнения в том, что учебно-образовательная работа с людьми на каждом уровне профсоюза способна внести серьезный вклад в его обновление. Одним из условий этого является использование методов активного обучения, которые опираются на опыт людей, признают высокую ценность их мнений и генерируют для профсоюзов огромный объем информации, из которой он может извлечь полезные уроки.
Ключевыми принципами профсоюзного обучения были и остаются следующие:
— Сделать мир понятнее, а членов профсоюза — сильнее. Есть надежда, что к концу семинаров люди увидят положение вещей яснее и четче, и потому, когда им понадобится действовать, они будут чувствовать себя увереннее.
— Начинать обучение с опыта и строить его на опыте. Необходимо, чтобы обсуждаемые проблемы как можно теснее соотносились с опытом участников.
— Согласованная повестка дня. У участников должна быть возможность влиять на содержание занятий и на то, как они проводятся.
— Активное участие. Стремиться обеспечить самое широкое и интенсивное участие в работе всех, кто пришел. Также очень важно, чтобы те участники семинара, кто по той или иной причине чувствует себя менее уверенно, чем другие, получили возможность высказаться и ощущали при этом дружелюбное и внимательное к себе отношение.
— Равенство. Этот принцип важен, потому что он подразумевает вовлечение в образовательный процесс всех без исключения. Необходимо, чтобы на преподавателя смотрели не как на эксперта, а как на члена группы равных, имеющего определенные навыки.
— Рассказать о семинаре в своем профсоюзе. Учебные курсы в профсоюзном контексте предназначены не только для развития их непосредственных участников. Такие занятия — основная возможность для профсоюза как организации в тонкостях выяснить, что происходит на конкретных рабочих местах.
Мы открыты и готовы к сотрудничеству !
Лунькова Елена Николаевна
начальник отдела
e-mail:e.lunkova@mitso.by
8 0232 319989
Кирченко Светлана Васильевна
специалист по методической работе
s.kirchenko@mitso.by
8 0232 319988